АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.06 09:20. Заголовок: Литература за 2005 год


Виктор Топоров: Итоги года. Литература.

На звание «РОМАН ГОДА» могли бы претендовать «Венерин волос» Михаила Шишкина, «Грачи улетели» Сергея Носова, «Американская дырка» Павла Крусанова и «Золото бунта» Алексея Иванова.

В отдельной номинации «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН ГОДА» (а он нынче в моде) выделяются новые сочинения Александра Проханова и Юлии Латыниной.

Лучшие ДЕБЮТАНТЫ – в первой номинации Анна Старобинец («Переходный возраст»), а во второй – Сергей Доренко («2008»), где-то между ними – Захар Прилепин («Патологии») и Алексей Шаманов («Коллекция отражений»).

ЛУЧШИЕ РАССКАЗЫ отдельной книгой выпустил Сергей Болмат.

ЛУЧШАЯ ПОВЕСТЬ (и еще одна номинация на лучший дебют) – «Россия. Общий вагон» Натальи Ключаревой – в самом конце года выложена в «Журнальном зале». Необходимо, конечно, упомянуть единственный в своем роде «Шлем ужаса» Виктора Пелевина.

«Провалились литературные премии, провалились «толстяки», провалились – вернее, оказались провальными – «литературные» телесериалы» Пестра и картина ПРОВАЛОВ ГОДА. От завершенной трилогии Владимира Сорокина до вошедшего в шорт-лист «Русского Букера» русофобского и (коллега Немзер подсказывает) объективно антисемитского романа Елены Чижовой «Преступница». Провалились (за двумя исключениями) литературные премии, провалились (впрочем, как всегда и без каких бы то ни было исключений) «толстяки», провалились – вернее, оказались провальными – «литературные» телесериалы «Есенин» и «Мастер и Маргарита». Курьез года – телесериал по «Детям Ванюхина» Григория Ряжского, в котором советских евреев по фамилии Лурье превратили в немцев Поволжья, не изменив – по сравнению с первоисточником – более ничего!
ПОЗОР ГОДА. Уже не Туркменбаши с Евгением Рейном, а «Русский Букер» с Василием Аксеновым. Или трусливый и подлый разрыв «Русского Букера» с попавшим в немилость меценатом – на ваш выбор. Причем пахнет здесь не просто позором, но и воровством: букероиды «пилили» по 250 000 долларов ежегодно при призовом фонде в 20 000 долларов!

ПЕРЕВОДНАЯ ПРОЗА. Она была который год подряд лучше оригинальной, хотя былым успехом (не считая объективно позорного Децла Брауна) не пользовалась. В самом конце года «пошел» Салман Рушди и появился пока никем не замеченный Дж. Эрик Миллер («Права животных и порнография»), но и в предыдущие одиннадцать месяцев здесь было что почитать. Главным провалом в данной номинации следует назвать (причем отнюдь не из-за качества переводов) массовидные издания («Алчность» и пр.) нобелеатки Эльфриды Елинек – совершенно сумасшедшая баба, глубоко провинциальная и непоправимо бездарная.

ПЕРЕВОДНОЙ КУРЬЕЗ ГОДА. И в переводной литературе не обошлось без курьеза. Одновременно в двух разных издательствах вышел под разными названиями – «Почетный проигрыш» и «Довольно почетное поражение» – один и тот же роман Айрис Мердок. Не вдаваясь в сравнение двух изданий, отмечу, что во втором случае название A fairly honorable defeat переведено с точностью до противоположного (следовало бы: «Воистину почетное…)!

ПЬЕСЫ ГОДА. Начали (вернее, возобновили) выпуск драматургии – и это отрадно. В советское время сборники пьес Фриша, Дюрренматта, Теннеси Уильямса и других, да и Вампилова с Володиным, становились бестселлерами. Повторят ли эту судьбу антология «Путин. Doc» или однотомник пьес Николая Коляды – вопрос гадательный, однако положительный тренд налицо.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.06 09:20. Заголовок: окончание


ПОЭЗИЯ. Здесь все было как всегда – то есть никак. Премия «Поэт» – Александру Кушнеру, премия «Триумф» – Олегу Чухонцеву; средний тираж – в том числе и лауреатов – от 500 до 1000 экземпляров. Лев Рубинштейн запел русские народные песни. Два радостных факта – присуждение премии имени Андрея Белого молодой Марии Степановой и выход книги Кирилла Медведева «Тексты, изданные без ведома автора». Третий – на подходе сборник матерной лирики исключительно талантливого Евгения Мякишева.

КРИТИКА. В номинации «Критика и литературоведение» выбор широк: новые книги Бориса Дубина, Татьяны Москвиной, Александра Секацкого, Михаила Трофименкова и – вне конкуренции – «Курицын-weekly» или, скорее, как я уже где-то написал, «Курицын-meekly», потому что злободневные эскапады, бутады и перманентная буффонада неистового Вячеслава выглядят по прошествии трех-четырех лет прежде всего очаровательными лирическими миниатюрами.

БИОГРАФИИ. Возобновленная серия «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей», есть и другая «ЖЗЛ» – «Жизнь запрещенных людей») столкнула лбами Павла Басинского (с книгой о Горьком) и Дмитрия Быкова (с книгой о Пастернаке), но эти двое и так все время бодаются… Продолжают свой некрофильский бизнес изучатели Бродсковлатова: Яков Гордин уличает все того же Рейна во лжи на страницах «Знамени» и печатает у себя в «Звезде» Анатолия Наймана с Игорем Ефимовым – в такую фишку я не врубаюсь.

ОСТАЛЬНОЕ. Молчит – и это хорошо – Борис Акунин. Если у тебя есть фонтан… Проект «Жанры» – это такой вариант «молчания». Молчит Маканин. Молчит, прошу прощения, Солженицын. Кому он, кстати, присудил свою премию? Кто бы помнил. Говорят, что Яценко интереснее, чем Гуцко, – говорят два с половиной человека, которые их читали. «Неформат» (серия нестандартной прозы издательства «Астрель») приказал долго жить, но уже затеял что-то свое, девичье, Борис Кузьминский – и выпущенная им «Лупетта» Павла Вадимова и впрямь хороша (я читал ее в рукописи и сам был не прочь напечатать). Сожгли – и отстроили заново магазин радикальной книги «Фаланстер». Выпустили книгу «Любовь и секс в исламе». Я что-нибудь упустил? Извините.
В конце года в литературе запахло большими деньгами. Я имею в виду, разумеется, «Большую книгу» (хотя и не только). Присудят ее – первой степени – Алексею Иванову, а третьей – Андрею Битову; но вот кому – второй степени, я пока сказать не могу: пусть сначала как следует поработают Совет экспертов и Литературная академия. В общем, год как год: не лучший, но далеко и не худший – в литературе. Скажем, прошлый был определенно беднее. Нулевые годы вошли в зенит, вошли в апогей – но это, не будем забывать, апогей нуля.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.06 17:46. Заголовок: Re:


Решил запостить Жванецкого. Понравилось, особенно про разгон и торможение Термин "отбор", полагаю, почерпнут из украинской газовой политики.

Движение денег

Нарушить закон земного притяжения можно, но это большие деньги.
Закон всемирного тяготения - очень большие деньги.
Не знаю, как в других странах, у нас главное - найти, кому дать.
Нашел, сунул - улетел.
Старт покажут по всем каналам.
А чтобы выйти из метрической системы? Временно. Купить в акрах, продать в сантиметрах. Добываешь в тоннах, продаешь в баррелях. Чего угодно можно достичь, если его купить.
Добываешь в галлонах, продаешь в литрах.
И благодаришь людей за разницу.
Народ не дурак, когда из канистры по бутылкам разливает.
Это нас пугают законами экономики.
Даже в Высшей школе экономики есть спецкурс «Правила нарушения законов экономики».
Кому за сколько и как их обходить.
В одном случае страна процветает, в другом случае - ты.
Выбирай.
Многие себя выбирают.
Конечно, по законам экономики страна процветает.
Но очень долго не процветает. Бывает, что уже и терпения у всех нет, а она всё не процветает. Депутаты уже по могилам разошлись, а она всё не процветает.
Отдельные люди процветают быстрей.
Вот правило уличного движения автомобилей - уже давно правило движения денег.
Деньги всегда идут по встречной полосе.
Деньги возникают из нарушений и продолжают нарушать на протяжении всей суммы.
Движения денег на улицах хорошо видны сверху.
И пункты отбора - так красиво.
Разгон, свисток, торможение, отбор.
Разгон, свисток, торможение, отбор.
Так и видишь, как сто тысяч мягко обходят тридцать, потом пятьдесят, потом семьдесят. А тут слева из тумана стремительно сто тридцать тысяч евро с охраной в семьдесят, по тротуарам, по столбам, по головам уходят вдаль. Все стоят завороженные.
Нет конкуренции. Одинокие рублики - под землей, в переходе колготятся. Там их движение.
Миллиард - в море, в яхте, в шезлонге, в пижаме, в фуражке.
Миллион - в небе, по своему прихотливому расписанию. Хочет - взлетел, хочет - сел. Хочет - задним ходом бороздит. Бартер называется. Это всё мы говорим о движении денег.
Одно могу сказать: можно завидовать, можно участвовать, но останавливать их - нельзя. Мы же все помним, какой вид имело то, что остановилось.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Rambler's Top100